с 1869
история
по настоящее время
синагоги
Центр духовной жизни еврейской общины
Санкт-Петербурга

О названии «синагога»

С давних времен и до наших дней синагогу именуют на иврите «бейт-кнесет», что в переводе означает «дом собрания».

Термин «синагога» происходит от греческого «synagoge», что также означает «собрание».В Талмуде, синагога однажды была названа «бейт тфила», что переводится как «дом молитвы».

Сам термин «бейт кнесет» подразумевает, что синагога — это нечто большее, нежели просто место общественной молитвы. Синагогу также называют «шул», что на идише означает «школа» (немецкое слово «Schule»).
История возникновения синагог
Синагоги появились после разрушения Первого Храма и Вавилонского пленения, служа местом для молитв и изучения Торы. Вернувшись в Иерусалим, евреи построили новые синагоги, а во времена Второго Храма синагога находилась даже на Храмовой горе.
После разрушения Второго Храма римлянами, синагоги стали центром еврейской жизни, где проводились молитвы и изучение Закона. Во время нападений синагоги иногда становились крепостями.
1869
1 сентября 1869 года император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен. Начался сбор средств на строительство: самое большое пожертвование сделал Евзель Гинцбург (70 тысяч рублей), по 25 тысяч внесли С. С. Поляков и И. А. Вавельберг, остальные взносы были меньше. Но все выбранные места для строительства синагоги, которые устраивали общину, по разным причинам не устраивали власти Петербурга.
Только спустя почти 10 лет в 1879 году община приобрела участок А. А. Ростовского на Большой Мастерской улице, за 65 тысяч рублей.

В июле 1879 года был объявлен конкурс архитектурных проектов будущей синагоги, победил проект Бахмана и Шапошникова, но Александр II отказался его утверждать, приказав: «Переделать проект в более скромных размерах». Архитекторы бесплатно сделали новый вариант.
Наконец, 16 мая 1883 года Александр III утвердил эскизный проект синагоги. Куратором проекта стал председатель Петербургского общества архитекторов Николай Бенуа, вхожий в близкий круг императора, председателем Строительного комитета назначили донатора синагоги С. С. Полякова.
1869-настоящее время
История синагоги сквозь 130 лет
1879
1883
1888
В 1888 году строительство завершилось, купол здания Большой синагоги был украшен орнаментом, но еще пять лет продолжалась отделка интерьеров, зал синагоги был рассчитан на 1200 мест.
8 декабря 1893 года Большую синагогу освятили, главы общины открыли серебряным ключом центральную дверь и внесли в зал 7 свитков Торы. На открытии раввин выразил надежду, что новый храм «станет началом храма будущего, храма всеобщей любви и мира на земле». Одновременно с открытием синагоги закрывались все старые молельни.
Отделка синагоги продолжалась и после освящения. Для Свадебного зала, названного Александровским в память Александра II, приобрели люстру, было проведено электричество, а в 1909 году был построен каменный забор и установлены хрустальные фонари.
1893
1909
1888
В 1888 году строительство завершилось, купол здания Большой синагоги был украшен орнаментом, но еще пять лет продолжалась отделка интерьеров, зал синагоги был рассчитан на 1200 мест.
8 декабря 1893 года Большую синагогу освятили, главы общины открыли серебряным ключом центральную дверь и внесли в зал 7 свитков Торы. На открытии раввин выразил надежду, что новый храм «станет началом храма будущего, храма всеобщей любви и мира на земле». Одновременно с открытием синагоги закрывались все старые молельни.
Отделка синагоги продолжалась и после освящения. Для Свадебного зала, названного Александровским в память Александра II, приобрели люстру, было проведено электричество, а в 1909 году был построен каменный забор и установлены хрустальные фонари.
1893
1909
Архитектура
Интерьер
Экстерьер
Здание Большой хоральной синагоги выполнено в восточном, скорее мавританском стиле. Терракотовый фасад украшен ризалитом, в нем вход, оформленный порталом с аркой и парными колонами. Здание увенчано сферическим куполом.
Внутреннее убранство отличается симметрией, большое впечатление производит роспись потолков и стен, витражи на окнах, необычный рисунок паркета
Территорию окружает каменный забор с ажурной кованой оградой.